СТАТЬЯ

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и их должностными лицами.

Прокуратурой Нижнеингашского района на постоянной основе осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления, носит в основном превентивный характер и заключается в изучении проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия требованиям федерального и регионального законодательства, а также принятых нормативных правовых актов.

За 2020 год в прокуратуру района направлено для проверки 604 проекта нормативных правовых актов в различных сферах правоотношений.

Из проверенных проектов муниципальных нормативных правовых актов 528 проектов соответствовало требованиям действующего законодательства. В 76 проектах нормативных правовых актов выявлены противоречия нормам федерального и регионального законодательства, в связи, с чем председателям представительных органов местного самоуправления и главам администраций направлены замечания.

За 2020 год в прокуратуре района было изучен 574 нормативных правовых актов органов местного самоуправления в различных сферах правового регулирования, принятых в отчетном периоде.

В ходе осуществления надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов, за 2020 год принесено 133 протеста на НПА органов местного самоуправления, противоречащих действующему законодательству

Причинами опротестования нормативных правовых актов явилось вступление их в противоречие в связи с изменением федерального и регионального законодательства, а также непредставлением в прокуратуру района для правовой оценки проектов правовых актов органов местного самоуправления, а также принятие без учета направленных замечаний.

Наиболее типичными нарушениями в опротестованных актах явилось их принятие с превышением предоставленной компетенции и противоречие действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», наделяющей прокурора правом внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов, за 2020 год прокуратурой Нижнеингашского района в органы местного самоуправления направлено 38 предложение по совершенствованию муниципального нормотворчества, внесено 26 представлений в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства муниципальных нормативных правовых актов и бездействию по ликвидации пробелов в правовом регулировании.

В настоящее время предложения и представления рассмотрены. Органами местного самоуправления принято более 60 НПА в соответствующих сферах законодательства.

За 2020 год прокуратурой Нижнеингашского района в органы местного самоуправления района с использованием права нормотворческой инициативы направлено 35 проектов нормативных правовых актов. Кроме того, за 2020 год в органы местного самоуправления направлено 19 модельных правовых актов.

По результатам рассмотрения инициативы прокурора органами местного самоуправления было принято более 100 нормативных правовых актов.

Помощник прокурора района Н.В. Мирюк