Право на качественную питьевую воду

Вода является необходимым источником нормального функционирования всех экосистем. Каждому человеку на территории Российской Федерации гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Право граждан на качество питьевой воды и качественное водоснабжение закреплено федеральным законодательством. Требования к обеспечению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов водоснабжением установлены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»
Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом населении», ч.1 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, а также обязана обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
К подаваемой потребителю по водопроводу питьевой воде предъявляются определенные требования, которые закреплены в нормах СанПиН. К ним относятся следующие характеристики: — запах, вкус, мутность, окраска, температура, химические свойства, жесткость, щелочность, окисляемость, наличие микроорганизмов (бактерий, вирусов и других паразитов) не допускается; радиологические показатели определяют наличие радионуклидов.
Если поставляемая в жилое помещение вода по мнению Потребителя ненадлежащего качества, граждане, по своему усмотрению, могут либо обратиться в управляющую компанию, к Исполнителю коммунальной услуги, либо сразу пожаловаться в Роспотребнадзор, Органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения, согласно ч.12 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем, а при их отсутствии, согласно ст. 210 ГК РФ, собственниками данных объектов.
Кроме того, Конституцией РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей» каждому гражданину гарантируется право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, качестве предоставляемых услуг.
Согласно требованиям ч.10 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления поселения обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
Кроме того, органы местного самоуправления поселений обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Помощник прокурора района Н.В. Мирюк