Как защитить свои права как потребителя при сдаче технически сложного устройства на гарантийный ремонт

В связи с регулярными обращениями жителей района в прокуратуру о нарушении прав потребителей, отказе продавцов принять технически сложное устройство на гарантийный ремонт, (отказе в гарантийном ремонте). Представляется необходимым дать разъяснение законодательства о защите прав потребителей, а также особенности практического применения.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «ЗОЗПП») в отношении технически сложных товаров установлены особые условия возврата (замены, либо обмена) товара с недостатками и получении выплаченной за него суммы. Потребитель имеет безусловное право вернуть технически сложное устройство с выявленными недостатками продавцу (иному уполномоченному лицу) и получить уплаченную сумму лишь в течении 15 дней, по истечении данного срока для реализации данного права, необходимо наличие одного из следующих условий: 1. Обнаружение “существенного недостатка” товара; 2. Нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; 3. Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Важно отметить, что “отсутствие” у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, а также продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (ч.5 ст. 18 «ЗОЗПП»).
Таким образом, потребителю в случае обнаружения недостатка купленного товара по истечении 15 дневного срока со дня приобретения технически сложного товара (устройства, прибора) необходимо обратиться к продавцу (иному уполномоченному лицу) с письменным заявлением (претензией) о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков приобретённого по договору розничной купли-продажи товара.
К указанному требованию (претензии) необходимо приложить акт приёма-передачи, в котором подробно изложить состояние устройства (царапины, наличие (отсутствие) заводской опломбировки, состояние лакокрасочного покрытия на крепежных болтах), геометрическая целостность корпуса, работоспособность устройства, также следует описать наличие (отсутствие) механического или иного воздействия на устройство (тепловое, электрическое, магнитное), а также наличие (отсутствие) признаков попадания влаги. Данный акт является гарантирующим документом, в соответствии с которым потребитель передает продавцу устройство в состоянии, указанном в акте.
Зачастую при обращении к продавцу (изготовителю, уполномоченную лицу и т.д.) он предлагает заполнить типовую форму заявления (обращения, претензии) о гарантийном ремонте устройства, в котором установлен сорока пятидневный срок проведения ремонтных работ, однако согласно ч.1 ст. 20 «ЗОЗПП» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Объективно необходимый срок устранения недостатков товара складывается из особенностей технологического процесса при производстве ремонта (замены) того или иного элемента устройства. Важно отметить, что отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон.
Таким образом в случае, если потребитель не заключал с продавцом письменные соглашения о сроках производства гарантийных (ремонтных) работ, продавец (иное уполномоченное лицо) обязано незамедлительно устранить выявленные потребителем недостатки товара.
Важно отметить, что потребитель вправе отказаться от подписания типового акта, предложенного продавцом, либо исключить положения, которые как он считает дискриминируют (ухудшают) его правовое положение как потребителя. В данном случае продавец обязан принять устройство в соответствии с претензией и актом приёма-передачи, предоставленного покупателем.
Также согласно ч. 2 ст. 20 «ЗОЗПП», установлено, что по требованию потребителя, продавец в трехдневный срок обязан безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. В случае отсутствия «подменного» фонда, продавец (иное уполномоченное лицо) в соответствии со ст. 23 «ЗОЗПП» уплачивает потребителю за каждый день просрочки “неустойку” (пеню) в размере одного процента цены товара. Для реализации данного права необходимо отразить данное требование, в заявлении (претензии) о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков приобретённого по договору розничной купли-продажи товара, либо составить отдельное заявление (требование).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 «ЗОЗПП» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, в случае необходимости вправе провести проверку качества товара, однако потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, для исключения любых неправомерных манипуляций с устройством потребителя, в заявлении (претензии) следует изложить требование о проверке качества (диагностики) в присутствии потребителя, устройство (аппаратуру) без согласия потребителя не вскрывать (разбирать).
Указанную претензию и акт приёма-передачи устройства необходимо распечатать в двух экземплярах, один вручить уполномоченному лицу продавца, а на втором потребовать поставить отметку о принятии, с обязательным указанием: ФИО уполномоченного лица, должность, дату приёма претензии, количество листов на которых была принята претензия, печать предприятия. Передачу устройства следует производить только после подписания всех документов и заполнения акта-приёма передачи.
Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Помощник прокурора района Волков Р.А.

Информация прокуратуры

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и их должностными лицами. Читать далее

Надлежащее оформление трудовых отношений

Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением трудового законодательства, законодательства о занятости населения установлено, что в настоящее время значительное число граждан, проживающих на территории Нижнеингашского района, осуществляют трудовую деятельность без надлежащего оформления трудовых отношений.

Так, в 2019 году прокуратурой района выявлено 4 работодателя, которые приняли на работу без заключения трудового договора 8 работников, в первом квартале 2020 года уже выявлено 2 работодателя, у которых с 2 работниками сложились фактические трудовые отношения, вместе с тем трудовые договора заключены не были.

Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключенного трудового договора. Вместе с тем, отсутствие оформленного надлежащим образом договора не означает, что трудовых отношений не было. Суд может признать сложившиеся между сторонами отношения трудовыми, а трудовой договор — заключенным.

Из содержания ст. 11, 15, ч. 3 ст. 16 и ст. 56  Трудового кодекса РФ, во взаимосвязи с положениями ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса РФ следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.

При этом, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.ст. 15, 56 Трудового кодекса РФ к характерным признакам трудового правоотношения относятся личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения. О наличии трудовых между работодателями и привлеченными ими к выполнению работ гражданам также могут свидетельствовать записи в платежных ведомостях, журналах проведения инструктажей, карточках учета выдачи СИЗ, графиках сменности и других документах.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в случае если граждане определенное время работают без трудового договора им следует обраться к работодателю с письменным заявлением о трудоустройстве (заключении трудового договора). В случае если работодатель отказывается заключать трудовой договор, граждане вправе обратиться в Государственную инспекцию труда, в суд с заявлением об установлении факта трудовых отношений или в прокуратуру района.

Ответственность работодателя за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора предусмотрена ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ  лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наступление административной ответственности по ч.5 ст. 5.27 КоАП РФ.

В 2019 году по результатам проведенных проверок 3 работодателя, расположенных на территории Нижнеингашского района, привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ. В истекшем периоде 2020 года прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, которое направлено в Государственную инспекцию труда для рассмотрения, а также дело по ч.5 ст. 5.27 КоАП РФ, которое направлено в суд для рассмотрения по существу.

 

 

 

Помощник прокурора района                                                          А.И. Паскотина

Горячая линия

Прокурором Нижнеингашского района старшим советником юстиции Аверьяновым Константином Михайловичем, 29 июня 2020 года в период с 15-00 часов до 17-00 часов будет проведена «горячая линия», в связи с чем гражданам, по вопросам нарушения их прав, а также действующего законодательства, можно обратиться в прокуратуру района по номеру телефона 8(39171) 21-2-18

Прокуратура района

«Сроки давности привлечения к административной ответственности»

В соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо не может быть привлечено к административной ответственности за истечением срока давности такого привлечения.
Давность привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Установленная статьей 4.5 КоАП РФ продолжительность срока давности зависит от двух обстоятельств: органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, и вида административных правонарушений. Читать далее

«Сроки выплаты заработной платы работникам»

Прокуратурой района в ходе проведения общенадзорных проверок соблюдения требований трудового законодательства выявляются многочисленные нарушения в части установления работодателем сроков выплаты заработной платы. Читать далее

Социальная реклама

соц реклама доработанный вариант Волков Р.А.

Расширен Перечень документов и сведений, которые запрещено требовать от заявителя при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Каждый гражданин чтобы получить какие-либо документы обращается в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями на предоставление государственных или муниципальных услуг. Читать далее

Ответственность за самовольное использование недр

Согласно федеральному законодательству недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Читать далее

Ответственность за самовольное использование недр

Согласно федеральному законодательству недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Читать далее